В статье изложены результаты очередного этапа исследований проблем
глобального социально-экономического развития. В её основу положена
предложенная автором концепция глобального развития как поэтапного роста
пирамиды жизни в соответствии с ключевым направлением эволюции. Цель статьи заключается в выявлении
фундаментальных свойств и условий поступательного роста этой пирамиды. Научная новизна: показано, что пирамида
жизни представляет собой фрактальное множество социальных организмов; рост
пирамиды жизни сопровождается радикальным расширением объёма доступных знаний и
таким же ростом созидательного и разрушительного потенциала. В современных
условиях традиционная, конфронтационная модель глобального развития ведёт к
конфликтам, войнам, социальной и экологической катастрофе, распаду пирамиды и
откату человечества на предыдущий, возможно доисторический, этап развития.
Дальнейшее развитие в соответствии с ключевым направлением эволюции требует
радикального изменения системы ценностей и перехода на консолидационную модель
развития.
Ключевые слова:
глобальное развитие, ключевое направление эволюции, пирамида жизни, фрактальность,
система ценностей, точка бифуркации, глобальная катастрофа, первое пришествие.
Для лучшего понимания настоящей статьи ниже приведено краткое
изложение результатов предыдущих исследований автора [6; 7] – сущности социальных организмов,
пирамиды жизни и ключевого направления эволюции.
Социальный организм любого уровня иерархии – это результат
интеграции организмов предыдущего уровня:
·
человек
– это интеграция микроорганизмов;
·
организация
– интеграция людей;
·
государство
– интеграция организаций;
·
межгосударственные
союзы – интеграция государств:
·
объединённое,
консолидированное с планетой Земля государство, - умная, осознающая себя планета.
Первые четыре уровня интеграции отражают основные этапы развития от
появления первобытного человека и до наших дней. При этом эволюцию человечества
можно рассматривать как рост пирамиды жизни, а её ключевым направлением –
формировании социального организма, интегрированного с планетой Земля. В
наглядном виде пирамида жизни представлена на
Рис 1.
Рис 1 Пирамида жизни
Рассмотрим далее процессы и некоторые важные закономерности,
обеспечивающие подъем по пирамиде жизни, либо откат на предыдущие этапы
развития. При этом следует иметь в виду, что социальный организм любого уровня
представляет собой композицию вложенных друг в друга социальных организмов,
существующих в различных масштабах пространства и времени [6; 7].
Благополучие социального организма
любого уровня зависит от состояния природной среды, благополучия входящих в его
состав организмов, степени их содействия благополучию целого, а целого –
благополучию составных частей. Иными словами, целое должно заботиться о
благополучии частей, а части – о благополучии целого. Если какой-то орган в
этой иерархии ведёт паразитический образ жизни, используя потенциал целого –
это заболевание, своего рода онкология. Последствия такого заболевания хорошо
известны.
Следствием взаимозависимости частей и целого является круговая
положительная обратная связь, реализуемая в виде взаимного влияния процессов,
протекающих в различных пространственно-временных масштабах. При этом любое
локальное изменение состояния социального организма того или иного уровня
инициирует целый спектр разнесённых во времени и пространстве последствий для
всех элементов сети. То есть всё влияет на всё, и взмах бабочки крылышками
где-нибудь в Африке может вызвать землетрясение на Камчатке. Такой вывод, по
сути, идентичен выводу физика Джеффри Чу об отсутствии констант в квантовой
физике и их взаимозависимой изменчивости [5]. Материальная
вселенная рассматривается Джефри Чу, как динамическая паутина взаимосвязанных
событий. Ни одно свойство любой части этой паутины не является фундаментальным;
все они вытекают из свойств других частей, и общая согласованность их
взаимосвязей определяет структуру всей паутины [3, с. 43].
Отличительной чертой социальных организмов любого уровня является
их подобие – идентичность структуры, факторов и критериев благополучия.
Конечной, неосознаваемой на начальных этапах целью развития любого такого
организма является рост пирамиды жизни в направлении интеграции с планетой
Земля. В процессе достижения этой цели каждый организм использует ресурсы
природной среды, перерабатывает их, а отходы возвращает обратно. При этом
текущее состояние любого социального организма входящего в пирамиду жизни
определяется результатом взаимного влияния всех элементов пирамиды. Подобие
организационной структуры, целей, факторов благополучия и способов достижения
целей позволяет утверждать, что любой такой организм представляет собой
фракталоподобное множество социальных организмов [4].
Принимая во внимание общую логику развития социальных организмов и
их фрактальность, а также выводы современной физики о наличии волновой
составляющей в структуре самых мелких частиц материального мира [1], можно
предположить, что в основании земной
пирамиды жизни, то есть мира мельчайших организмов, лежит нелокализованный во
времени и пространстве волновой процесс, а одна из причин зарождения жизни на
земле лежит за пределами планеты. Подобным образом и вершина пирамиды уходит в
межпланетное пространство. В пользу последнего предположения свидетельствует
тот факт, что консолидация с планетой Земля радикальным образом расширяет
область познания, а единственным направлением такого расширения является
космическое пространство. Для человечества же, в соответствии с ключевым
направлением эволюции, не самая далёкая цель развития состоит в формировании
социального организма, интегрированного с планетой Земля, наделение его
интеллектом планетарного уровня.
Важной особенностью социальных организмов
любого уровня является своё представление о бесконечности, о бесконечно малых и
бесконечно больших величинах. Величины эти свидетельствуют о достигнутом уровне
разрешающей способности в оценке тех или иных характеристик внешней и
внутренней среды и определяют глубину понимания окружающего мира. Подъём по пирамиде жизни радикальным образом
расширяет диапазон дифференцированного восприятия среды в ту и другую сторону,
а, следовательно, и объем доступных знаний. В результате научно-технический
потенциал социальных организмов более высокого уровня на порядки превосходит
потенциал организмов предыдущего уровня.
Этот потенциал в зависимости от сложившейся системы ценностей и
целей может быть использован как в интересах дальнейшего развития в
соответствии с ключевым направлением эволюции, так и в противоположном
направлении. Именно поэтому устойчивое глобальное развитие возможно только в
том случае, если рост пирамиды жизни и обусловленный им научно-технический
прогресс сопровождаются опережающим развитием нравственности; формированием
системы целей и ценностей, соответствующих ключевому направлению эволюции, то
есть построению консолидированного с планетой Земля социального организма, в
котором целое заботится о благополучии частей, а части – о благополучии целого.
При этом необходимо помнить, что благополучие и частей, и целого зависит от благополучия
природной среды, следовательно, состояние среды должно быть объектом заботы
всей иерархии социальных организмов.
По мере подъёма по пирамиде жизни важность сформулированных выше
требований непрерывно возрастала и в настоящее время достигла критического
уровня. Можно утверждать, что человечество в своём развитии достигло точки
бифуркации, после которой события могут развиваться самым непредсказуемым
образом. Обусловлено это следующими обстоятельствами:
· очередной
этап развития человечества в соответствии с ключевым направлением эволюции
заключается в интеграции государств, однако формирование самих государств и
изменение их границ до недавних пор во многих случаях носило принудительный,
силовой характер;
· основу
современной рыночной экономики составляет противоборство, конкуренция, а успех
воспринимается как победа над конкурентами;
· одним
из современных результатов научно-технического прогресса является огромный
разрушительный потенциал, которым в настоящее время владеют конкурирующие
хозяйствующие субъекты:
· использование
привычного конфронтационного способа достижения экономических и политических
целей, силового способа интеграции и игнорирование всё возрастающего
негативного воздействия на природную среду может сделать неприемлемыми условия
существования жизни на земле. Стремление к
прогрессу в этих условиях ведёт к регрессу. Трагические последствия застревания
менталитета руководителей и основных исполнителей программ глобального развития
на отживших свой век конфронтационных методах достижения успеха приведены в [7].
Такое развитие событий можно рассматривать как результат
функционирования защитного механизма планеты от предоставления людям доступа к
знаниям очередного этапа развития, если система их ценностей допускает
применение конфронтационных методов достижения своих целей.
Итак, очередной этап эволюции человечества состоит в дальнейшем
подъёме по пирамиде жизни - интеграции государств и формировании
интегрированного с планетой Земля социального организма. Земля в этом организме
является активным звеном, обеспечивающим организмы всех уровней природными
ресурсами. Состояние самой планеты, в свою очередь, в силу круговой обратной
связи, зависит от состояния всей пирамиды социальных организмов. Необходимым
условием успешной реализации современного этапа является соблюдение
сформулированного ранее фундаментального требования: целое должно заботиться о
благополучии составных частей, а части – о благополучии целого. В здоровом
организме должны быть здоровыми все органы.
Наглядный пример того, как должны вести себя люди, чтобы быть
счастливыми и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективе, продемонстрировал
во время первого пришествия Иисус Христос [2]. Основными чертами его поведения
были любовь, забота о благополучии и здоровье людей, равнодушие к богатству и
гармоничные отношения с планетой Земля. Следование этому примеру полностью
соответствует рассмотренному ранее ключевому направлению эволюции человечества.
На своем собственном примере он показал также что произойдет, если
главным критерием успеха в государстве будут деньги, их количество, а властные
полномочия – источником денег и богатства. Как следствие, в стране появится
небольшое количество сверхбогатых и богатых, приближённых к власти людей,
стремящихся любой ценой сохранить властные полномочия, и огромное количество
полунищих и нищих, готовых по заказу власти за копейки расправиться с каждым,
кто угрожает сложившейся ситуации. Предательство Иисуса Христа апостолом Иудой
–это наглядная иллюстрация трагических последствий погони за деньгами на
государственном и индивидуальном уровнях.
Неграмотное и нищенствующее население, не интересующееся событиями,
выходящими за рамки повседневных бытовых проблем, неспособно выбраться из
привычного, созданного властями, болота повседневности и отвергает всё и всех,
кто пытается вытащить их из него. Именно поэтому был приговорён к распятию и
распят не известный всем разбойник, а демонстрирующий людям путь к спасению
Иисус. По этой же причине необходимым условием достижения светлого будущего
Иисус считал превращение населения, безразличного к выходящим за границы
повседневных бытовых проблем событиям, в сообщество активных, информированных,
компетентных участников процесса выбора целей развития и способов их
достижения. Решение этой задачи Иисус Христос возлагал на своеобразную систему
обучения населения – созданный им институт Апостолов. Одновременно собственной
смертью он продемонстрировал, что в сообществах, где главным критерием успеха
являются деньги, а властные полномочия их источником, судьба многих апостолов
будет трагичной.
Следует отметить, что практическая значимость рассмотренного выше
наглядного урока о целях, факторах, тенденциях и возможных результатах развития
непрерывно возрастала с течением времени. На сегодняшний день, учитывая
доминирующую роль денег в системе ценностей населения, масштабы потенциальных
разрушений, обусловленных применением традиционного конфронтационного метода
разрешения конфликтов, этот урок должен переместиться из сферы религиозной в
сферу управления глобальным социально-экономическим развитием. В противном
случае вместо подъёма по пирамиде жизни и приближения к завершению формирования
консолидированного с планетой Земля социального организма нас ждёт возврат в
далёкое, возможно доисторическое прошлое.
Список литературы
1. Гейзенберг Вернер. Физика и
философия. Часть и целое. Наука.
1989.
400 с.
2. Ивлиев И. Евангелие от Луки. Издание ББИ. 2019. 568 с.
3. Капра Фритьоф Паутина жизни. Новое научное понимание живых
систем / пер. с англ. под ред. В.Г. Трилиса. К.: «София»; М.: ИД «София».
2003 336 с.
4. Мандельброт Бенуа
Фрактальная геометрия природы. М.: Институт компьютерных исследований.
2002 656 с.
5.
ЧУ Джеффри Фаукар Бутстрэп " научная идея?” // Наука.
1968.
Т. 161, С. 762‒765.
6. Шорохов Ю.И. Состояние экологии менталитета и перспективы
глобального социально-экономического развития / Доклад на VIII
международной конференции «Производство, наука, образование: сценарии будущего.
(ПНО-2021)» // Вестник Тверского государственного университета. Серия:
Экономика и управление. 2021. №4, C.15-21.
7. Шорохов Ю.И.. Холистический взгляд на тенденции глобального
социально-экономического развития в условиях современной рыночной экономики
// Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и
управление. 2020. №4(52). С. 7‒22.
Об авторе:
Шорохов Юрий Иванович
– доктор технических наук, профессор кафедры экономики предприятия и
менеджмента Института экономики и управления, ФГБОУ ВО «Тверской
государственный университет» (170000,
г. Тверь, ул. Желябова, д. 33), e-mail: 9360506@bk.ru, ORCID: 0000-0002-9137-2357, SPIN-code:
4090-7744.
Статья опубликована в Вестнике Тверского
Госуниверситета. Сери: философия №1 (63) 2023, с.42-48